Баннер

ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ

Марка Циолковский 1964 г
Марка Циолковский 1964 г


Марка Циолковский 1951 г
Марка Циолковский 1951 г


2 руб 1997 А.Л. Чижевский
2 руб 1997 А.Л. Чижевский


Конверт К. Э. Циолковский
Конверт К. Э. Циолковский


Конверт К. Э. Циолковский
Конверт К. Э. Циолковский


Музей сформирован при помощи портала RuCollect
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Воронов И.А.
news - Форум идей
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Воронов И.А. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург Актуальность: Повышение выживаемости человека в условиях экстремальных ситуаций. Цель: 1. Создать две модели, позволяющие методологически корректно решать задачи психической регуляции и саморегуляции в экстремальной ситуации; одну, описывающие «внешние» механизмы реагирования, и вторую, указывающие на возможные «внутренние» механизмы узнавания экстремальных ситуаций. 2. На основе этих двух моделей объяснить и создать систему хроно-психотелесных упражнений, направленных на адаптацию человека к измененным условиям существования. I. Модель «черный ящик» Научное противоречие 1: существующие на сегодня теории и практические методики управления психическими, физиологическими и пр. состояниями человека в экстремальных ситуациях (Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П., 1991; Брайт Дж., Джонс Ф., 2003; Василюк Ф.Е., 1984; Воронов И.А., 1993-2008; Гринберг Дж., 2004; Караяни А.Г., Сыромятников И.В., 2006; Китаев-Смык Л.А., 1983; Лебедев В.И., 1989, 2001; Малкина-Пых И.Г., 2005; Марищук, В.Л., Евдокимов В.И., 2001; Пергаменщик Л.А., 1996; Самоукина Н.В., 2000; Селье Г., 1992; Смирнов Б.А., Долгополова Е.В., 2007; Шпарь В.Б., 2008; Щербатых Ю.В., 2006 и мн. др.) носят преимущественно описательный, не формализованный характер. Задача 1: построить модель формализации факторов, указывающих, что конкретный человек или находится в экстремальной ситуации, либо воспринимает ситуацию как экстремальную. Методологические основы: • общенаучная: системный анализ, • психологическая: экологическая психология (эко-бихевиоральная наука). Эко-бихевиоральная наука классифицируется (Смит Н., 2003) как энвайроцентрическая (предметом науки является окружающая среда). Одну эволюционную ветвь эко-бихевиоральной науки можно свести к функционализму, идеи которого восходят к теории Чарльза Дарвина (1888–1999), оказавшей влияние на становление взглядов Уильяма Джеймса (1842–1910), который подчеркивал, что психология должна заниматься сознанием, и функция сознания заключается в обеспечении адаптации индивидуума к среде. Вторую – к исследованиям поведения русскими физиологами Иваном Михайловичем Сеченовым (1859–1905), Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1887 – 1927), Иваном Петровичем Павловым (1857–1927) и создании последним теории научения, получившей название «классическое обусловливание». Обе ветви соединяются благодаря Джону Ватсону (1878–1958), который в 1913 году провозгласил, что нет никой необходимости делать «сознание специальным объектом наблюдения». В 1919 году он объявил, что ему удалось обнаружить свидетельства существования потока поведения. Ватсон сделал акцент на том, что «человеческие существа поддаются изменению в неограниченных пределах благодаря научению». Новое направление было названо наукой о поведении (бихевиоризмом), которая получила свое дальнейшее развитие благодаря Б.Ф. Скиннеру (1904–1990) в виде «анализа поведения» и его центральному звену – теории научения, названной «оперантное обусловливание». Трансформация бихевиоризма в эко-бихевиоризм происходит благодаря трудам Джеймса Гибсона (1904–1979). Позднее (прим в 1941 г.) Роджер Баркер (Rodger Barker) создал эко-бихевиоральную науку или экологическую психологию. До экобихевиоризма в психологии представлялось, что мир хаотичен и неструктурирован. Структуризации подвергались только модели личности, психические процессы, поведение и пр. Баркер показал, что «индивидуум является частью предустановленного (pre-existing) порядка, даже если он не всегда воспринимает его как таковой». Эко-бихевиоральная наука структурирует и дает определение среде, в которой проявляется специфическое только для этой среды поведение. Другими словами, поведение человека зависит от среды и, соответственно, определяет эту среду; т.е. поведение является функцией окружающей среды (Смит Н., 2003). В системном анализе наиболее простой, грубой формой описания какой-либо системы является представление ее в виде так называемой модели «черного ящика» (Антонов А.В., 2004.), которая имеет следующие особенности: • эта модель не раскрывает внутренней структуры, внутреннего устройства системы (она лишь выделяет систему из окружающей среды, подчеркивает ее целостное единство); • система не является изолированной от среды (хотя и является обособленной, выделенной из среды); • предполагается, что, в конечном итоге, изменения, произведенные в системе, будут оказывать воздействия на внешнюю среду. Воздействия внешней среды на систему называются «стимулами», или «входными сигналами», а реакции системы на предъявленные воздействия – «реакциями» или «выходами» (рис. 1). Рис. 1. Модель «черного ящика», где в качестве «чёрного ящика» приведен блок «человек». В общем случае множество входных переменных подразделяют на три класса: 1) множество входных контролируемых и управляемых независимых переменных (факторов), действующих на процессы (X); 2) множество входных контролируемых, но неуправляемых независимых переменных (Z); 3) множество неконтролируемых возмущающих воздействий (V). В общем виде математическое описание модели «черного ящика» может быть выражено зависимостью: {Y} = Ф[{X}, {Z}, {V}], (1) где: {Y}=(y1, y2,...,yn) – зависимая переменная – множество выходных переменных системы (в качестве выходных переменных, как правило, используются критерии, отражающие цели исследования; под критерием понимают целевые функции, параметры оптимизации и т.д.); {X}=(x1, x2,...,xn), {Z}=(z1, z2,...,zn), {V}=(v1, v2,...,vn) – независимые переменные – множество входных переменных внешней среды; Ф – оператор системы, определяющий связь между независимыми переменными (в модели «черного ящика» этот оператор не исследуется). Классифицируя средовые стрессоры (входные переменные), автор настоящей работы предлагает выделить следующие группы: • планетарные, связанные с условиями обитания человека на планете Земля, в Солнечной системе; проявляются в форме планетарных ритмов (многолетних, окологодовых, околомесячных, околонедельных, околосуточных), смены физических характеристик геофизических полей, смены сезонов года и др. Этот фактор является базовым для всех остальных. • географические, связанные с условиями пребывания человека в конкретном регионе на планете Земля; проявляются в форме климатической зоны, географической зоны, рельефа, инфракрасного излучения (температуры), ультрафиолетового излучения, питания, характерного для данного региона, количества кислорода в воздухе и пр. Могут проявляться в форме стихийных бедствий – цунами, ураганов, наводнений, ударов молний, землетрясений, схождения лавин (снежных, селевых, каменных) и пр. • социальные, связанные со столкновением интересов различных лиц, группировок (политических, экономических, военных, научных, спортивных, криминальных, расовых, клановых и др.) • техногенные, проявляющиеся во взаимодействии «человек-машина», в особых условиях деятельности; наибольшую опасность представляют так называемые техногенные катастрофы, влекущие за собой экологические катастрофы. В качестве примеров можно привести и пожары, и обрушения зданий, и производственные аварии. • информационные, связаны с деятельностью в условиях недостаточности или избыточности (дефицита времени) информации, манипуляцией массовым сознанием современными СМИ (в том числе средствами электронной борьбы – РЭБ), с психотронным воздействием. Безусловно, выделить переменные трех классов (X, Z, V) для каждого из средовых стрессоров представляется возможным, только при анализе конкретной ситуации. Что касается классификации реакций (выходных сигналов), то наиболее полная их классификация принадлежит отечественному психологу В.Л. Марищуку (1974): • внешнеэмоциональные проявления (включающие и некоторые вегетативные реакции):  характерные реакции мимики и пантомимики;  наличие особого непроизвольного напряжения мышц – скованности;  наличие общего понижения тонуса позных мышц;  наличие особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изучаемого субъекта;  изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение, «серый цвет»);  тремор;  пиломоторные реакции;  непроизвольные движения глаз;  выраженные изменения в артикуляции, в интонациях голоса. • физиологические реакции:  частота (ЧСС) и ритм сердечных сокращений и другие показатели электрокардиограммы (ЭКГ);  величина артериального давления (АД) – выявление реакций по гипертоническому (повыш.), гипотоническому (пониж.) типу и др.;  показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношения фаз вдоха и выдоха);  показатели температуры тела, температуры кожи, ректальной температуры;  зрачковый рефлекс (изменение диаметра зрачка);  кожно-гальваническая реакция и величина потоотделения;  показатели основного обмена и теплопродукции;  изменение перистальтики кишок и желудка;  показатели силы и выносливости;  показатели оксигемометрии;  показатели электроэнцефалограммы (ЭЭГ), электроокулограммы (ЭОГ), электромиоргаммы (ЭМГ), реограммы (РГ) и др. характеристик • биохимические данные:  показатели общего анализа крови (с целью выявления, например, эозинопении и лимфопении, характерных для стрессовых состояний);  содержание сахара и липидов в крови;  показатели экскреции стероидных гормонов с целью выявления состояния стресса;  исследование рН слюны. • неврологические показатели:  форма и диаметр зрачков, реакция на свет, аккомодация и конвергенция, оценка нистагма;  дрожание век при закрытых глазах;  симметричность иннервации лица и языка;  координация движений, «пальценосовые пробы»;  сухожильные рефлексы;  рефлексы орального автоматизма. • психологические и психофизиологические показатели:  время и ошибки сенсомоторных реакций (ПСМР, ССМР), реакция на движущийся объект (РДО) пр.;  острота зрения, контрастная чувствительность, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цветовой чувствительности;  устойчивость ясного видения;  критическая частота слияний мельканий (КЧСМ), фосфены;  длительность последовательных образов;  хронаксия и реобаза мышц;  показатели долговременной, кратковременной и оперативной памяти на звуковые и зрительные символы;  точность усилий и показатели двигательной памяти;  устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания, объем внимания;  координация и точность движений (при использовании различных аппаратных методик);  данные пространственного восприятия и глазомера;  данные ассоциативного эксперимента;  показатели помехоустойчивости. • поведение и деятельность:  настроение (путем интервью и с помощью специальных опросников и проективных тестов);  субъективное мнение о комфорте и собственном состоянии, утомление, работоспособность (путем специальных опросников);  субъективное восприятие стресса (с помощью специального опросника);  эмоциональное состояние, установка, направленность личности (путем различных проективных тестов, например, «тестом на установку»);  общие поведенческие реакции (путем наблюдения и оценки по определенной схеме, например, с учетом адекватности поступков и ответов на вопросы, критичности в самооценке, четкости выражения мысли, способности к волевой задержке, активности или рассеянности и пассивности, перепадом настроения и т.д.);  поведение на работе и в коллективе (путем оценки испытуемого его товарищами, начальниками, например, методом независимых характеристик по К.К. Платонову). Перечень переменных в формуле (1), позволяет адекватно представить себе тот объем работ, который ждет исследователя в области психологии экстремальных ситуаций, но и это еще не все. Действительной проблемой является сама технология регистрации многих сигналов. Регистрация сигналов, обозначенных в формуле (1), как Y, X, Z и V, должна проводится с учетом времени t. Формула (1) примет вид: {Y}t = Ф[{X}, {Z}, {V}, t], (2) где t – время регистрации сигналов – «на фоне», до, во время и после экстремальной ситуации. На рис. 2 показана различная (предполагаемая) динамика той или иной реакции на экстремальную ситуацию. Но, как показывает практика, если, в большинстве случаев, регистрация сигналов «на фоне», до и после экстремальной ситуации процедура, собственно, не сложная, то регистрация во время экстремальной ситуации порой становится просто невозможной. Мы не знаем, как в действительности реагирует система на входной сигнал в таких случаях, но именно этот показатель наиболее значим, ибо именно он указывает на предельные возможности системы «человек». Как ни странно, эта проблема также моделируется «черным ящиком». Для различия, назовем эту модель «черный ящик - 2». Поиск форм, методов и аппаратуры для регистрации выходных сигналов «во время экстремальной ситуации» – становится, таким образом, основной проблемой в психологии экстремальных ситуаций. II. Динамическая модель механизма переработки информации человеком Научное противоречие 2: существующие сегодня теории переработки информации человеком (Линдсей П., Норманн Д., 1974; Воронов И.А., 1993-2008; Шевелев, И.А., 2007 и мн. др.) не дают однозначного ответа на то, как человек распознает экстремальную ситуацию. Еще Зигмунд Фрейд в «Лекции по введению в психоанализ» (1922) указывал: «...Продолговатый мозг – очень серьезный и красивый объект. Припоминаю точно, сколько времени и труда много лет тому назад я посвятил его изучению. Но теперь я должен сказать, что мне неизвестно ничего, что было бы безразличней для психологического понимания страха, чем значение нервного пути, по которому проходит его возбуждение». Задача 2: построить модель переработки информации человеком в экстремальной ситуации. Методологические основы: • общенаучная: системный анализ, • физиологическая: теория стресса Г. Селье, • психологическая: переработка информации человеком (human information processing). Определение стресса Гансом Селье, как неспецифического ответа организма на любое предъявление ему требования … состоящий в адаптации к возникшей трудности, какая бы она ни была (Selye H., 1956), породило в среде психологов множество споров о правомерности такой формулировки. Вызывает также определенную трудность и объяснение этого физиологического термина студентам, изучающим психологию. Как одну из альтернатив, предлагается использовать для объяснения неспецифичности реакции психологические же понятия, заимствованные из теории переработки информации человеком (Линдсей П., Норманн Д., 1974) и психологии экстремальных ситуаций (Психология экстремальных ситуаций, 2000). В данном случае в качестве стрессора рассматривается ситуация (стимул внешней среды), распознаваемая человеком в ассоциации с понятием «смерть» и потому оцениваемая (реакция субъекта), как опасная для жизни. Предположим, что в нормальной и экстремальной ситуациях (в ситуациях, которые психика конкретного человека распознала как «экстремальная» или «нормальная») человек перерабатывает информацию по разному. Возникает вопрос: насколько по-разному будут выглядеть алгоритмы переработки информации в нормальной и экстремальной ситуациях? Существует также точка зрения, что в экстремальной ситуации решение принимает не головной мозг, а спинной, эволюционно более старший, и потому перерабатывающий информацию примерно в 106 быстрее, чем головной. Возникает тот же вопрос: если существуют дублирующие системы переработки информации, то насколько по-разному будут выглядеть алгоритмы этой переработки? Итак, или разные алгоритмы в одной и той же анатомической структуре, либо разные анатомические структуры со сходными алгоритмами? Если алгоритм переработки информации един для любой биологической системы, перерабатывающей информацию, и если следовать П. Линдсею и Д. Норманну (1974), а также некоторым работам автора, где рассматривается проблема переработки информации человеком (Воронов И.А., 2002, 2005), то в нормальных условиях алгоритм переработки информации можно промоделировать следующим образом (см. таб.1 – «Общий случай»): 1. Восприятие (объекта, процесса и переработка сигнала в данные); 2. Квантование (на простые составляющие – анализ); 3. Распознавание (узнавание – синтез); 4. Принятие решения (первичное); 5. Обратная связь (коррекция первично принятого решения); 6. Принятие решения (вторичное и условно окончательное). Таблица 1. Алгоритм переработки информации человеком в нормальных и экстремальных ситуациях шаг Общий случай (специфическая реакция) При стрессе (неспецифическая реакция) информация 1 Восприятие Восприятие – регистрация сигналов сенсорными системами и переработка их в данные 2 Анализ (квантование, фрагментирование) – сравнение зарегистрированного сигнала с имеющимися в памяти данными – паттернами объектов и процессов Анализ (квантование, фрагментирование) – параллельное сравнение данных с имеющимися в памяти двумя эталонами: «эталоном экстремальной ситуации» и «эталоном новой, неизвестной информации» синтаксическая 3 Синтез (распознавание, узнавание) Синтез (распознавание, узнавание) – распознавание эталонов «опасности» 4 Принятие решения (первичное) Принятие решения на защитные моторные действия 5 Обратная связь семантическая 6 Принятие решения (вторичное – условно окончательное) на моторные действия Судя по всему, мы можем предположить, что данный алгоритм характерен для любой специфической реакции. Но для стрессовой (опасной) ситуации этот алгоритм, особенно его 2÷5 шаги, недопустимы – они слишком медленны и не гарантируют человеку выживания при возникшей угрозе. Цикл шагов 4÷5÷6÷5÷6 и т.д. вообще характерен для любых форм обучения и занимает не то что доли секунды, а минуты, часы, сутки; а при обучении сложным навыкам, может занимать годы. В экстремальной (опасной) ситуации все решают доли секунды. Действовать приходится, как говорят, в условиях дефицита времени. Одним из наиболее простых и быстродействующих алгоритмов распознавания образов считается «метод сравнения с эталоном» (Линдсей П., Норманн Д., 1974). Если это так, то данные восприятие (первый шаг алгоритма распознавания) должны поступать на анализ параллельно в несколько систем, в том числе к двум эталонам: «эталону экстремальной ситуации» и «эталону новой, неизвестной информации». Вполне возможно, критериями «экстремальности» и «новизны информации» является время поступления информации и ее количество. Если информация поступает слишком быстро или в избыточном количестве, то это «экстремальная» или «неизвестная» ситуация. Т.о., модель алгоритма переработки информации человеком при стрессе (неспецифической реакции) будет следующий: 1. Восприятие (регистрация сигналов всеми сенсорными системами и переработка их в данные); 2. Анализ (квантование, фрагментирование) – параллельное сравнение данных с имеющимися в памяти двумя эталонами: «эталоном экстремальной ситуации» и «эталоном новой, неизвестной информации» 3. Синтез (распознавание, узнавание) – распознавание эталонов «опасности» 4. Принятие решение на защитные моторные действия. Последний алгоритм по времени может занимать доли секунды. И только адаптивные механизмы, включенные на 4-м шаге, могут теперь продолжаться достаточно долго, до момента полной адаптации организма к новой ситуации. Описанные алгоритмы позволяют решать ряд важных методологических вопросов и в психологии экстремальных ситуаций. Например, дать определение экстремальной ситуации с учетом того, является ли ситуация действительно таковой, либо это субъективное ощущение. Объективная экстремальная ситуация – ситуация, в которой под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность организма (Лебедев В.И., 1989). Субъективная экстремальная ситуация – ситуация, которая оказывает на психику человека трансформирующее воздействие, выражающееся в изменении ценностных ориентаций субъекта. Более того, динамическая система, состоящая из 6-ти этапов переработки информации, в каждый момент времени может находиться в 64 состояниях, а система, состоящая из 4-х этапов, только в 16 состояниях. Даже если допустить, что в экстремальной ситуации происходи перебор состояний, то время на это будет затрачено в 4 раза меньше. Безусловно, предложенные два алгоритма – только модели алгоритмов переработки информации в различных ситуациях. Но они позволяют быстрее осознать разницу между специфической и неспецифической реакцией в экстремальной ситуации. * * * На основе этих двух моделей, где человек и среды его обитания рассматриваются с позиции системного анализа, была формализована и построена модель зависимости механизма переработки информации человеком (и соответственно его адаптивных способностей), от планетарного фактора (см. выше) на основе принципа сегментарной иннервации (в психологии – синестезии). На основе формализованных данных, полученных в течение ряда широкомасштабных экспериментов (в том числе на борт орбитальных пилотируемых комплексов) была создана мультимедийная компьютерная программа, информирующая пользователя о выполнении определенных психотелесных упражнений в определенный день солнечного года (рис. 3). Рис. 3. Интерфейс мультимедийной компьютерной программы «Солнечный круг», информирующей пользователя о выполнении определенных психотелесных упражнений в определенный день солнечного года. Апробация компьютерной программы «Солнечный круг», в том числе в системе подготовки космонавтов, спортсменов и других лиц экстремальных профессий, показала высокую эффективность и перспективность ее использования в интересах оздоровления, развития профессионально значимых качеств, развития различных уникальных способностей людей (например, антиципирования), самоактуализации, духовного развития. Вывод 1: Рассмотренные в настоящей работе две модели психологии экстремальных ситуаций: «черный ящик» и динамическая модель «механизм переработки информации человеком» могут послужить методологической основой для корректного решения задач экстремальной психологии в интересах повышение выживаемости человека в условиях экстремальных ситуаций. Вывод 2: Теоретические модели «черный ящик» и динамическая модель «механизм переработки информации человеком» позволили решить прикладную задачу – создать и объяснить систему управления механизмом переработки информации человеком средствами хроно-психотелесных упражнений, информация о выполнении которых предъявляется компьютерной программой на каждый день солнечного года. Литература 1. Антонов, А.В. Системный анализ / А.В. Антонов. – М.: Высшая школа, 2004. – 454 с. 2. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. – М.: Физкультура и спорт, 1978. -224с. 3. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях существования. В.И. Лебедев. – М.: Политиздат,1989.-304 с. 4. Линдсей, П. Переработка информации у человека / П. Линдсей, Д. Норманн. – М.: Мир, 1974. – 552с. 5. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. – СПб.: Сентябрь, 2001. –260 с. 6. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. – Мн.: 2000. -480с. 7. Селье, Г. Когда стресс не приносит горя / Ганс Селье. – М.: Мысль, 1992. -124с. 8. Смит, Н. Современные системы психологии / Ноэль Смит. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с. 9. Шевелев, И.А. Опознавание зрительных образов / И.А. Шевелев. – СПб.: СПбГУП, 2007. -28с.
 

Вход

Баннер